Lipetsk *nix Association Forum Lipetsk *nix Association Forum
Новости:
 
*
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
26 Ноября 2024, 13:38:46


Войти


Страниц: [1] 2   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Статья Методические рекомендации к использованию linuxа в учебном компьютерном  (Прочитано 33922 раз)
0 Пользователей и 11 Гостей смотрят эту тему.
RemDerBauer
Rebuild world
Глобальный модератор
*****

Карма: 14
Сообщений: 1886


Ubuntu forever


Награды
« : 22 Мая 2008, 16:29:12 »

Взято отсюда: http://citkit.ru/articles/845/

Методические рекомендации к использованию linuxа в учебном компьютерном кабинете школы

Антрошенко В.А., учитель информатики лицея N 387 и математики и физики школы N 279, СПб.

CITKIT.ru

21 мая 2008 г

Оформить свой опыт в виде кратких методических рекомендаций по организации компьютерного кабинета школы меня побудили статьи С.Голубева
Linux в школе: мифы про школу и информатику - http://citkit.ru/articles/807/
Linux в школе: в чем же выгода? - http://citkit.ru/articles/825/
Linux в школе: подготовка к миграции. - http://citkit.ru/articles/835/

Касаясь технических вопросов, автор оставляет в стороне вопросы организации непосредственно учебного процесса, того, какие выгоды или, наоборот, потери, ждут тех, кто выберет как платформу для преподавания свободное программное обеспечение. Основываясь на своём семилетнем опыте преподавания информатики в трёх разных школах, два первых из которых прошли на Винде, а пять следующих  уже на linux, я хочу заполнить этот пробел. В статье не будут затронуты чисто технические вопросы, такие как настройка конкретных серверов или команды создания учётных записей пользователей.
1. Выбор дистрибутива
Сей вопрос широко освещён на просторах Интернета, потому ограничусь самыми общими рекомендациями. Первая: дистрибутив должен быть "толстым" на материальных носителях типа CD или DVD, если кабинет оснащён приводом DVD-ROM. Вторая рекомендация: у Вас под рукой должно быть печатное руководство по Вашему дистрибутиву или толстая и подробная книга "по linux вообще".
2. Технические вопросы развёртывания
Наиболее полно положительные черты linuxа проявляются при работе в сети. Потому Вам рекомендуется продумать распределение ролей ПК в ЛКС. linux как таковой, в отличии от Виндоуз, не имеет чёткого разделения на сервер и рабочие станции. Роль компьютера определяется запущенными на нём программами. Это позволяет распределить серверную нагрузку на несколько ПК в классе, что даёт возможность задействовать в качестве рабочих мест для учеников всех ПК в классе и одновременно выбрать наиболее оптимальным образом роль ПК в зависимости от его технических характеристик.

Сначала определимся с тем, какие серверные приложения необходимы. Во-первых, для полноценной работы необходим сервер DNS. Во-вторых, сервер NFS (Network File System) как для упрощения массовой установки и обновления, так и для учебных нужд. В-третьих, необходим сервер электронной почты. В-четвёртых, потребуется веб-сервер. Дополнительно можно использовать какой-либо из серверов аутентификации, сервер ftp, новостные сервера и т.д.

Сервер DNS требуется для почты и веб-сервера, да и вообще, статическая адресация в малых сетях предпочтительнее, так как позволяет быстрее выявлять сетевые проблемы. Названия и адреса узлам сети лучше давать с соблюдением мнемонических правил.

Теперь рассмотрим, как распределить серверы по ПК по "географическому" признаку. Так как на сервере DNS основана работа в сети, то этот компьютер должен включаться первым. Сервер NFS рекомендую выключать последним. Почтовый и веб серверы должны работать при выполнении учащимися практических работ. Отсюда и вытекают требования к расположению ПК в кабинете физически, т.е. те ПК, на которых крутятся соответствующие службы, должны находиться под прямым физическим контролем учителя, что значит, располагаться в пределах двух шагов от места учителя в классе.

Порядок установки и настройки таков. Сначала Вы выбираете, какой компьютер будет выполнять роль сервера NFS. Наиболее разумно, чтобы этот копм был оснащён CD/DVD-приводом. На нём устанавливаете ОС и настраиваете сервер NFS с доступом по IP-адресу. При отсутствии подключения к Интернету можно сделать доступ "для всех", но "только на чтение". В соответствующий каталог копируете полностью с сохранением структуры каталогов на CD выбранный Вами дистрибутив, создаёте загрузочную дискету. Теперь Вы можете с этого сервера устанавливать дистрибутив на все ПК без перетаскивания CD-ROMа. Просто напомню, что в большинстве случаев даже новая техника поставляется с единственных приводом оптических дисков на кабинет.

Далее оснащаете ПК, который будет работать сервером DNS. Веб и почтовый сервер настраивается уже после установки ПО на все компьютеры.

Важная рекомендация: не создавайте учётных записей обычных пользователей на этапе установки кроме одной, для себя. Сначала настройте сеть в целом, затем настройте одно рабочее окружение для школьника, т.е. создайте необходимые ссылки на рабочем столе или в меню, может быть потребуются какие-либо скрипты для не очевидных для начинающих действий. Настройте почтовый клиент, внешний вид рабочего стола и т.п. Затем все эти настройки (т.е. содержимое домашнего каталога этого пользователя) скопируйте на все ПК в каталог /etc/skel. Копирование можно организовать через уже имеющийся сервер NFS. Теперь можно создавать и учетные записи для школьников. Созданное Вами окружение будет автоматически копироваться для каждого созданного пользователя.
3. Учебный процесс
Перейдём теперь непосредственно к обсуждению того, для чего потребовалось всё вышеперечисленное.

Стандартный урок информатики - это либо теория по учебнику или в виде лекции, либо выполнение практических заданий по плану, изложенному в рабочей тетради или на доску. Самый неприятный момент в переходе на иную программную платформу заключается в том, что становится невозможным использование старых практических заданий. Даже переход от версии к версии одного и того же ПО вызывает эту проблему.

Здесь нам и поможет веб-сервер. Совсем нетрудно создать простенький сайт, на котором и будут размещены соответствующие задания к практической работе. Самое элементарное, это сделать стартовую страницу в виде списка классов. "Щелчок по классу" вызывает список практических работ для данной параллели. Подобная организация позволяет ученику иметь перед глазами необходимый материал, а учителю  адаптировать практические задания в соответствии с условиями. При этом нет расхода бумаги на печать заданий, можно вставлять скрин-шоты как иллюстрации к заданиям. В дальнейшем возможно построение в кабинете малой системы дистанционного обучения как по информатике, так и по другим предметам.

Но! Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. Весь материал к практическим работам учитель должен заносить в компьютер сам. Поэтому надо в первые годы определить, что требует немедленного перевода в электронный вид, а какие практические можно выполнять по-старинке.

Как проверять работы учащихся? Здесь нам поможет сервер электронной почты. Достаточно обучить пользоваться почтовым клиентом, создавать письма и вложения в них, и Вы получите возможность проверять работы учеников не за пять минут до звонка, а после урока в спокойной обстановке. Даже в самом задании на сайте можно вставить почтовую ссылку с учительским адресом электронной почты. Рекомендую через сервер DNS закрыть возможность обмена почтовыми сообщениями между учащимися и проверять время и место отправления письма, чтобы пресечь "помощь друга".
4. Другие рекомендации
Для linux отсутствуют методические разработки типа "Кирилл и Мефодий". Но как учитель математики и физики я ни разу не видел вменяемых разработок такого типа. Самое большее, на что они годны, так это служить дополнительным материалом заинтересованным ученикам. В целом, они не пригодны для широкого использования в учебном процессе. У linux есть другие "вкусности".

Обратите внимание на пакет kdeedu, есть много пакетов DebianEdu (education-*). Но! Опять же, все эти пакеты в основном "пустые". Т.е. они являются неким инструментом, но наполнение конкретным учебным материалом ложится на плечи учителя.

Не следует забывать, что ПК и ПО  это всё же инструменты, но не "вещь в себе". потому следует обращать внимание и на межпредметные связи. Это можно сделать как с помощью программируемого интерактивного калькулятора с произвольной точность вычислений bc, который позволяет написание скриптов с диалоговым режимом, так и с помощью профессионального уровня построителя графиков GNUPlot. При использовании этих программ можно не только дать учащимся навык программирования, но и решать вычислительные задачи по физике, астрономии, математики, географии и экономики.

Несмотря на печальную традицию обучать на уроках информатики "мышководству", следует вспомнить, что компьютер и компьютерные науки  это прежде всего программирование. Так может внедрение linuxа в школах и наша, учительская, добрая воля вернёт традицию советского образования учить на информатике прежде всего программированию, только уже не абстрактному на трупах вроде QBasic и Turbo Pascal 7.0 for DOS, а более или менее применимому к учебной и повседневной жизни. Хотя бы в рамках расчёта сложных процентов по вкладу с капитализацией каждый месяц.
Записан

Мы говорим Linux, подразумеваем Ubuntu......
komp
Продвинутый
***

Карма: 0
Сообщений: 127


Win7 & Ubuntu KDE


Награды
« Ответ #1 : 25 Мая 2008, 20:48:35 »

хочу выразить несогласие с автором этих слов:

Цитировать
Несмотря на печальную традицию обучать на уроках информатики "мышководству", следует вспомнить, что компьютер и компьютерные науки  это прежде всего программирование. Так может внедрение linuxа в школах и наша, учительская, добрая воля вернёт традицию советского образования учить на информатике прежде всего программированию, только уже не абстрактному на трупах вроде QBasic и Turbo Pascal 7.0 for DOS, а более или менее применимому к учебной и повседневной жизни. Хотя бы в рамках расчёта сложных процентов по вкладу с капитализацией каждый месяц.

мое мнение такое: в школе нада давать знания именно на уровне пользователя ПК, а с программированием только знакомить,  по выбору языка программирования я здесь соглашусь хотя и с некоторой оговоркой, в школах еще много учителей предпенсионного и пенсионного возраста (особенно в сельской местности) и таких учителей заставить что то менять в своей программе обучения практически невозможно, т.к. им это нах не нада
Записан

Кривыми должны быть извилины, а не руки!
IERO
Никсоид
****

Карма: 8
Сообщений: 432


Debian Lenny


Награды
« Ответ #2 : 26 Мая 2008, 00:41:20 »

komp, а позвольте не согласиться с вами.
на уроках информатики первый год вообще не стоит пускать детей до компьютеров. ибо получается мышководство. а это плохо по сути своей.
имхо - первый год - алгоритмизация и т.п. просто чтобы структурно- и объектно-ориентировано мыслить начуились.
а потом пусть это хоть в виндоофисе реализуют.
попутного ветра им в спину.
Записан
NeO
Злобный админчик
Администратор
*****

Карма: 62
Сообщений: 2376

Debian Stretch


WWW Награды
« Ответ #3 : 26 Мая 2008, 01:28:09 »

Цитировать
мое мнение такое: в школе нада давать знания именно на уровне пользователя ПК, а с программированием только знакомить
Полностью поддерживаю. Программирование - слишком специализированное направление. Конечно знакомить с ним надо, но гораздо полезнее будет уделить больше внимания поиску информации, основам поведения и безопасности в сети.

Цитировать
имхо - первый год - алгоритмизация и т.п. просто чтобы структурно- и объектно-ориентировано мыслить начуились.
А нафига это нужно рядовому юзверю, который компилятор нигде кроме школы не увидит?
Записан
Леголегс
Гуру
******

Карма: 18
Сообщений: 1006


Fedora 12 x86_64


Награды
« Ответ #4 : 26 Мая 2008, 02:44:06 »

Цитировать
имхо - первый год - алгоритмизация и т.п. просто чтобы структурно- и объектно-ориентировано мыслить начуились.
А нафига это нужно рядовому юзверю, который компилятор нигде кроме школы не увидит?
Нафига нужно мыслить? Ну ты спросил! Порисовать черепашкой да погонять робота по лабиринту - очень полезно даже будущему литературоведу.
Записан

[ Мой FTP ftp://legolegs.homelinux.net ]
[ Репозиторий Fedora http://fedora.leschat.net/ ]
[ Репозиторий Ubuntu http://ubuntu.leschat.net/ ]
RemDerBauer
Rebuild world
Глобальный модератор
*****

Карма: 14
Сообщений: 1886


Ubuntu forever


Награды
« Ответ #5 : 26 Мая 2008, 09:04:17 »

сомневаюсь насчет полезности робота с черепашкой для филфаковца))) технарям может и нужно, но ИМХО начинать такие вещи изучать стоит вовсе не в школе, а хотя бы в техникуме (как это было у меня)
а в школе: общая компьютерная грамотность, только и всего, чтобы дети не шугались, когда у них выпадают окошки с ошибками)))
Записан

Мы говорим Linux, подразумеваем Ubuntu......
Lemon_joe
Да пребудет....
Глобальный модератор
*****

Карма: 1
Сообщений: 651

Mandriva 2010.2 Free


Награды
« Ответ #6 : 26 Мая 2008, 10:05:29 »

Опять путаете набор навыков по работе с интерфейсом и собственно информатику: учебный предмет обучающий алгоритмам и навыкам поиска и обработки информации.
Информатика сама по себе не должна быть привязана к компам вообще. Комп - просто удобный инструмент для работы с информацией, не более.
Записан

"Софт должен быть свободным. Блин, и здесь обязаловка!" (с)
http://lemonjoe.ru - Городские заметки
Мой статус в Jabber сейчас:
denis0k
Продвинутый
***

Карма: 0
Сообщений: 109

Gentoo


Награды
« Ответ #7 : 26 Мая 2008, 11:11:12 »

Для программирования нужен особый склад ума. Пихают программирование всем, разобраться в нем могут только пара человек, причем как правило они давно программеры и на занятиях просто показывают свои возможности. Поэтому программирование для простых пользователей (экономисты, юристы и т.п.) - пустая трата целого семестра, а то и двух. Хоть кубейсик им давай (как было у меня), хоть вижуал бейсик (как сейчас) - толку ноль, т.к. сразу после сдачи экзамена все забывается ввиду полнейшей ненадобности.

Лучше бы обучали устройству компьютера, ос, файловых систем, основам администрирования. Чтобы удаление ярлычков с рабочего стола не вводило 90% обучаемых в ступор.
Записан
Yazichnik
Небритый одмин
*****

Карма: 8
Сообщений: 710

Mac OS X, Debian


Награды
« Ответ #8 : 26 Мая 2008, 13:07:52 »

Лучше бы обучали устройству компьютера, ос, файловых систем, основам администрирования. Чтобы удаление ярлычков с рабочего стола не вводило 90% обучаемых в ступор.

вот как раз этому не стоит, а то потом сам же будешь админить и думать что наделали эти горе недоучки админы с осью или чего они там понастраивали

имхо информатика сама по себе а компьютерная грамотность сама по себе, информатику как таковую в школах почти не преподают, преподают как раз второе, ну и для ознакомления обычно то же бейсик, только это большинству школьников неупрелось никаким местом
Записан
Леголегс
Гуру
******

Карма: 18
Сообщений: 1006


Fedora 12 x86_64


Награды
« Ответ #9 : 26 Мая 2008, 13:50:04 »

Для пользования компьютером нужен особый склад ума. Но ведь лезут со своими кривыми руками все подряд, метлой не прогонишь! И учиться ничему не хотят! Даже довольно умные люди садясь за комп часто резко тупеют и разучиваются читать на русском языке. А всё потому, что они считают компьютер непонятным и загадочным. Но чертёж задницы, выполненный черепашкой в детстве доказывает, что компьютер можно понять и вообще, что думать - хорошая идея.
Компьютерная грамотность - тоже нужная вещь, но базовые понятия о алгоритмах и навыки программирования должны быть.
Я всегда сравниваю программирование с объяснением очень сложных вещей круглому идиоту. По жизни небесполезный навык Подмигивающий
Записан

[ Мой FTP ftp://legolegs.homelinux.net ]
[ Репозиторий Fedora http://fedora.leschat.net/ ]
[ Репозиторий Ubuntu http://ubuntu.leschat.net/ ]
denis0k
Продвинутый
***

Карма: 0
Сообщений: 109

Gentoo


Награды
« Ответ #10 : 26 Мая 2008, 14:00:54 »

Цитировать
вот как раз этому не стоит, а то потом сам же будешь админить и думать что наделали эти горе недоучки админы с осью или чего они там понастраивали
Я не имел в виду слишком глубоко их просвещать Улыбка Самое простое - базовая настройка интерфейса, установка/удаление программ, создание ярлычков и т.п.. Уже даже не смешно читать баш, где на дискету/флешку копируют ярлыки.
Цитировать
Компьютерная грамотность - тоже нужная вещь, но базовые понятия о алгоритмах и навыки программирования должны быть.
Не спорю, это даст большее понимание работы компьютера. Но эти знания не появятся от копирования текста программы на умершем ЯП из методички в окно программы. Тут надо конкретно заниматься, а не пару занятий по полтора часа.
Записан
IERO
Никсоид
****

Карма: 8
Сообщений: 432


Debian Lenny


Награды
« Ответ #11 : 26 Мая 2008, 22:06:33 »

Цитировать
Самое простое - базовая настройка интерфейса,
гному, кедам, или башу учить надо? - оно все настройка интерфейса.
опять же навыки делать линки и симлинки крайне полезны.
но это к _информатике_ никак не отоносится.
и умерший ЯП не нужен.
нужно чтобы дети на бумажке рисовали блок-схемы "линейную" ,"ветвление" "цикл с условием" и т.п.
и может черепашкой платформно-независимо рисовали.
ибо все остальное - мышководство.
Записан
all
Небритый одмин
*****

Карма: 2
Сообщений: 730


Windows Vista Power Pack 2008)))


Награды
« Ответ #12 : 27 Мая 2008, 09:37:21 »

народ а как быть с обязательным учебным планом утвержденном на федеральном уровне?
там ЯП обязателен + довольно большой раздел теории информации (что детям оч тяжко дается)

и еще говоря о linuxе в школе - что делать со всеми методическими дисками кот в школы просто вагонами  завезли? они под никсом почти неидут (чаще всего только справка) и как объяснить учителю истории, жкогда он захочет провести свой урок с помощью данных метод метериалов, что он перестал запускаться?
Записан

all-all-blog.blogspot.com - мысли о пингвинах, паяльниках и др. интересной хрени.
IERO
Никсоид
****

Карма: 8
Сообщений: 432


Debian Lenny


Награды
« Ответ #13 : 27 Мая 2008, 11:11:04 »

2 "all"
один такой диск я видел.
по структуре он являет собой набор фалов (пара текстовых была, одно видео ,и что-то еще невнятное типа "руководства по применению") и и собственно ккакой-то кривоватый интерфейс состоящий из рамки и 3-х кнопок по тыканью на к-рые открываются эти файлы.и все.
наличие данного интерфейса некритично имхо, а файло вполне запустится.
Записан
all
Небритый одмин
*****

Карма: 2
Сообщений: 730


Windows Vista Power Pack 2008)))


Награды
« Ответ #14 : 27 Мая 2008, 12:22:56 »

ну это скорей исключение нежели правило - для естественных наук все в принципе оч хорошо (с моделями прризентухами и тд).
по истории тоже класные диски.
Записан

all-all-blog.blogspot.com - мысли о пингвинах, паяльниках и др. интересной хрени.
Страниц: [1] 2   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines

Valid XHTML 1.0! Valid CSS! Dilber MC Theme by HarzeM