Как спасти страну от чиновников (шпаргалка для президента).
Сначала сформулированный обществом тезис об информационной системе в целом. Надо комплексно решить вопрос с 1) минимизацией бюрократии, сокращения документов до самого минимального уровня; 2) административной структурой и взаимосвязями, упростить до минимума, оптимизировать под наибольшую эффективность, 3) психологически настроить систему на результат, а не на участие.
Требования (аксиоматика и прямые следствия):
1. система должна быть единая (первоначальная аксиома),
2. надежная, масштабируемая (следствие из надежности и единства),
3. иметь возможности модернизации (иначе со временем нарушится единство),
4. разумную стоимость внедрения и поддержки (мы не хотитим перерасхода денег налогоплательщиков, недопустимость откатов вытекает из разумности стоимости внедрения),
5. удобства пользования (чтобы не завышать стоимость внедрения),
6. доступности форматов данных (в противном случае про удобство пользования и разумную стоимость поддержки можно забыть).
Тактика пилотных проектов в случае государственного заказа себя не оправдывает. Это напрямую связано с тем, что пилоты в разных регионах заставляют в дальнейшем поддерживать несовместимые системы. Речь идет о полномасштабном внедрении системы. Пилот системы если не пошел – его надо уничтожить, сделать новый. И если пилот пошел – моментально тиражировать на все регионы и уровни власти.
1. Принять единые государственные стандарты по всем протоколам, форматам обмена и хранения, безопасности и пр. Придумывать не надо, максимально придерживаться мировых и европейских стандартов. Создать эффективное ведомство по их поддержанию и обновлению, с минимальным участием чиновников, но с привлечением тех, кто со стандартами работает. Все информационные системы государственных ведомств России не совместимы между собой. В каждом случае используются свои собственные стандарты, протоколы, форматы файлов с данными, системы аутентификации, инфраструктуры ЭЦП. Решение проблемы общегосударственный портал, где все чиновники работают на основе инфраструктуры ассиметричных ключей шифрования на общих для всех ведомств серверах через SSL-туннели. Система разграничения прав доступа базируется на областях применимости сертификата ЭЦП. Это автоматически снимает вопрос о разграничении прав доступа. И позволяет вести персональный мониторинг действий чиновников, в дальнейшем и граждан.
2. Такой портал строится по принципу Распределенной базы данных (DDB по определению Дэйта, см.
http://www.citforum.ru/database/kbd96/45.shtml), - единой БД с точки зрения пользователя. Т.е. общая база на федеральном уровне, реплики на уровне федеральных округов, реплики на уровне субъектов федерации. Соответственно, в репликах храниться только та часть информации, которая необходима на данном уровне, федеральная же база содержит всю информацию. Попытка разбить базы на базы федерального, но ведомственного подчинения приведет к тому, от чего нужно уходить, от того, что есть сейчас: увеличению числа чиновников, межведомственным барьерам, повышению коррупционной составляющей. Снижение количества специалистов, имеющих права управления системой резко сократиться, что усложнит возможность кражи базы данных, позволив решить задачу административными методами.
3. Требуется, чтобы регулирование тарифов на доступ в сеть интернет тоже стало предметом работы ФАС, ФСТ. Речь не идет о нивелировании цен на основе единого уровня цен. Требуется проверка экономической обоснованности тарифов. По возможности организовать в федеральных округах публичные точки обмена трафиком подобные MSK-IX.
4. Технология работы портала должна базироваться на системах класса ECM (Enterprise Content Managment). Идеологию систем и типичных представителей можно подробнее увидеть тут
http://ru.wikipedia.org/wiki/ECM_(бизнес). Разумеется, функционал страниц для разных органов государственной власти должен отличаться, но техническая основа должна быть единой для всех органов государственной власти без исключения. В этом случае решение задачи внутреннего документооборота между любыми чиновниками разных ведомств будет весьма легкой задачей.
5. Сломать принципиально всю систему учета граждан и предприятий Российской Федерации, при которой каждое ведомство изобретает свою собственную, уникальную систему нумерации. И ввести единый, универсальный идентификатор для всех органов государственной власти без исключения, однозначно определяющий граждан и организации.
6. Централизация системы позволит кардинально сократить штаты чиновников от информатизации во всех без исключения ведомствах, снизить коррупционную составляющую, сэкономить на издержках интеграции разнородных систем.
7. Выполнение подобного рода проекта предполагает создание компании в форме государственного и частного партнерства. Права на изменение исходных текстов остаются за государством, техническую часть вполне по плечу крупнейшим системным интеграторам. Соответственно, интеграторы получают вознаграждение, которое можно рассматривать в виде неявного финансирования ИКТ отрасли. Вполне возможно, что получив такой беспрецедентный опыт, системные интеграторы смогут воспроизвести данную систему на постсоветском пространстве много раз. В процессе выполнения работ обязательно должен соблюдаться принцип мультиплатформенности.
8. Требуется кардинальное, массовое дистанционное обучение чиновников всех уровней как базовым навыкам работы с ИКТ, так и по специализированным решениям в рамках общегосударственного портала. Единый федеральный колл-центр для оказания технической поддержки всем чиновникам в вопросах внедрения и эксплуатации всей системы. Организовать единый общегосударственный колл-центр на базе решений ЦРТ (Центр речевых технологий).
9. Внедрение такого класса систем предполагает фантастический административный ресурс на уровне президента Российской Федерации. Пусть будет проектный менеджер, обличенный колоссальной властью в деле гармонизации подзаконных актов, выпущенных органами государственного управления, контроля и исполнения всего проекта в целом. Раскалывание на технические группы направлений приведет к единственному закономерному результату – хаосу и полной профанации проекта в целом.
10. Использование программного обеспечения, которое базируется на открытых стандартах, аналогично RFC. Допуск как СПО, так и пропиетарного программного обеспечения к участию в проекте только после проверки на соответствие этим стандартам. Наиболее разумным является не разработка уникального функционала программы для каждого ведомства, а разработка функционального наполнения страниц внутри ECM-системы сообразно логике каждого ведомства. Попытка написать каждый раз новую суперпрограмму с уникальным функционалом для каждого ведомства вернет нас к текущей ситуации, не решив проблему в целом. Попробуйте совместить информационные систему ФНС и ПФР. Это невозможно! Задача проста: оттолкнуться от приложений, которые запускаются локально, требуют чудовищных затрат на поддержку и администрирование в масштабе всех ведомств и всей страны.
11. Разворот системы в сторону физических лиц и оказание соответствующих услуг только после того, как будут реализованы онлайновая и мобильная версия оказываемых услуг. С компьютера и с мобильного телефона функциональность должна быть одинакова. Это обусловлена тем, что мобильные телефоны есть теперь почти у всех, инфраструктуру уже создали. Требования к мобильному телефону: монохромный дисплей, WAP 1.0, поддержка GPRS. Обеспечить защиту данных RFID ключом на базе идентификационной информации (сетчатка глаза, отпечаток пальца итп.) с тем, чтобы данные можно было прочесть только санкционированно. Документацию по используемым стандартам опубликовать и открыть для свободного использования в целях проведения свободных конкурсов на поставку оборудования. Во всех отделах по работе с посетителями поставить считыватели таких устройств хранения информации. Свидеторожд-паспорт-права-загранпасп-проездной - один документ. Один вид терминала, который читает карту. Одинаковый интерфейс сайтов различных ведомств.
12. Все ведомства, которые используют картографическую информацию должны работать в общей базе данных, содержащую всю пространственную и атрибутивную информацию о муниципальных образованиях, до каждого вентиля и бордюрного камня. Это затрагивает как сетедержателей, органы власти, так и силовые ведомства, включая МЧС для получения информации в режиме реального времени о тех объектах, где произошли события криминального/техногенного характера. Интеграция с общегосударственным порталом обязательна. Важность интеграции с общегосударственным порталом позволит решать огромное количество смежных задач. Стыковка с системами класса Безопасный город в целях решения задач, стоящих перед силовыми ведомствами.